Top.Mail.Ru
Промышленная безопасность

Экспертиза промышленной безопасности грузоподъемных кранов. Особенности проведения ЭПБ кранов

Производственные процессы требуют перемещения тяжёлых грузов и сырья, использование грузоподъёмных кранов стало неотъемлемой частью многих отраслей промышленности. Эти мощные машины играют ключевую роль в обеспечении эффективности и безопасности производственных процессов, однако их эксплуатация сопряжена с высокими рисками.

Для минимизации рисков и обеспечения надёжной работы грузоподъёмных кранов необходимо регулярное проведение экспертизы промышленной безопасности. Эта процедура позволяет оценить текущее состояние крана, выявить возможные неисправности и предотвратить аварии, которые могут привести к серьёзным последствиям, включая травмы персонала и значительный материальный ущерб.

В данной статье мы рассмотрим основные аспекты экспертизы промышленной безопасности грузоподъёмных кранов, её важность и необходимость для обеспечения безопасности на производстве.

Экспертиза промышленной безопасности крана

Экспертиза промышленной безопасности крана (или другого подъёмного сооружения) — это процесс оценки соответствия крана и его компонентов требованиям и правилам промышленной безопасности, установленным Федеральным законом № 116 «О промышленной безопасности».

По итогам экспертизы составляется заключение, в котором указывается степень износа крана (или грузоподъёмного механизма) и рекомендуемые сроки его дальнейшей эксплуатации.
Организации, имеющие лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности и свидетельство об аттестации лаборатории неразрушающего контроля, проводят экспертизу промышленной безопасности (ЭПБ) крана за счёт заказчика на основании договора.

Техническое диагностирование подъёмных сооружений (ПС) позволяет определить возможность их дальнейшей безопасной эксплуатации или выявить все неисправности. Это обеспечивает должный уровень промышленной безопасности на опасных производственных объектах (ОПО) и предотвращает возможные поломки.

Обязательные требования к подъёмным сооружениям, применяемым на ОПО, и формы оценки их соответствия этим требованиям устанавливаются в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ.

Согласно Федеральному закону N 116-ФЗ, если Техническим регламентом ТС 010/2011 не установлена иная форма оценки соответствия ПС, применяемого на ОПО, обязательным требованиям, то такое ПС подлежит экспертизе промышленной безопасности:

  • до начала применения на ОПО;
  • по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки, установленных производителем;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы, если фактический срок его службы превышает 20 лет;
  • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых было повреждено такое подъёмное сооружение.

Экспертиза может потребоваться в момент приобретения или при постановке подъёмного сооружения на учёт в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, который ведёт реестр ОПО.

Какие краны относятся к подъёмным средствам?

Существует множество моделей кранов, которые можно классифицировать следующим образом:

  • краны стрелового типа;
  • мостовые краны-штабелёры;
  • краны-трубоукладчики;
  • краны-манипуляторы;
  • строительные подъёмники;
  • подъёмники (вышки) для перемещения людей и грузов;
  • грузовые электрические тележки, которые передвигаются по надземным рельсовым путям вместе с кабиной управления;
  • электрические тали;
  • краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;
  • сменные грузозахватные органы и съёмные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), которые используются совместно с подъёмными средствами для подъёма и перемещения грузов;
  • тара для транспортировки грузов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах;
  • специальные съёмные кабины и люльки, которые навешиваются на грузозахватные органы кранов и используются для подъёма и перемещения людей.

Кто проводит экспертизу промышленной безопасности кранов?

Подъёмные сооружения могут быть частью любого опасного производственного объекта. Если они создают признак опасности, то экспертизу должен проводить эксперт, аттестованный в области Э14 ТУ/ЗС соответствующей категории.

Для каких ПС нужно проводить ЭПБ

Хотите продлить срок службы мостового крана или восстановить паспорт манипулятора? В таком случае вам предстоит выбрать одну из двух процедур:

  • экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) — заключение нужно регистрировать в Ростехнадзоре;
  • техническое диагностирование (ТД) — заключение не нужно регистрировать в Ростехнадзоре.

Выбор процедуры зависит от типа подъёмного сооружения (ПС), его технических параметров и того, подлежит ли ПС учёту в органах Ростехнадзора.

Техническое диагностирование и экспертиза промышленной безопасности

Техническое диагностирование технических устройств — это процесс, который проводится в рамках экспертизы промышленной безопасности и направлен на оценку текущего состояния этих устройств (п. 23 раздела III Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420).
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 13.04.2022 N 120).

Необходимость проведения технического диагностирования технических устройств (ТУ) возникает в следующих случаях:

  • Обнаружение дефекта, который может повлиять на прочность конструкции ТУ, или дефекта неизвестного происхождения.
  • Проведение ремонта после аварии или другого инцидента.
  • Истечение срока службы или превышение максимального числа циклов использования ТУ, если эти параметры указаны в паспорте устройства.
  • Отсутствие данных о сроке службы и максимальном числе циклов использования в паспорте ТУ — в этом случае диагностирование проводится через 20 лет после ввода устройства в эксплуатацию.

По решению руководства техническое диагностирование ТУ может быть проведено в любое время. Эта процедура часто назначается, когда возникают сомнения в техническом состоянии устройства.

Техническое диагностирование может проводиться как в рамках экспертизы промышленной безопасности, так и отдельно.
Да данный момент действует Приказ от 26 ноября 2020 года № 461 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор):
Об утверждении ФНиП в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения"

ВВЕДЕН ВЗАМЕН Приказа от 12 ноября 2013 года № 533 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
Проведение экспертизы промышленной безопасности определено ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и подп. «а» п. 22 Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (ФНП ПС).

...а) поддерживать эксплуатируемые ПС в работоспособном состоянии (состояние объекта (ПС), в том числе узлов, механизмов, систем управления, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и конструкторской (проектной) документации), соблюдая графики выполнения технических свидетельствований, технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов, а также не превышать срок службы, заявленный изготовителем в паспорте ПС, без наличия заключения экспертизы промышленной безопасности о возможности его продления...

Экспертиза промышленной безопасности проводится в отношении ПС, указанных в п. 2 ФНП ПС, за исключением подъемных сооружений, указанных в п. 3 указанных ФНП.
а) грузоподъемные краны всех типов;
б) мостовые краны-штабелеры;
в) краны-трубоукладчики;
г) краны-манипуляторы;
д) строительные подъемники;
е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими
платформами);
ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной
управления;
з) электрические тали;
и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;
к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты,
спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;
л) грузовая тара, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве
(ковшей, мульдов) и в морских и речных портах;
м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые
для подъема и транспортировки людей;
н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).
Самоходными кранами, кранами-манипуляторами и подъемниками (вышками) должны осуществляться
грузоподъемные операции только на специально подготовленных для этих целей площадках, при этом крановые, крано-манипуляторные установки и подъемные установки подъемников (вышек) стационарно закреплены на шасси или раме.

Особенности экспертизы промышленной безопасности подъёмных сооружений

Для проведения экспертизы промышленной безопасности подъёмных сооружений (ПС) нужно осуществить ряд мероприятий:

  1. Полное техническое обследование.
  2. Оценка качества конечного монтажа, ремонта и реконструкции.
  3. Анализ комплектности и функциональности системы управления, а также указателей, ограничителей и регистраторов.
  4. Проверка состояния и качества болтовых соединений.
  5. Подтверждение уровня качества выполненных работ по ремонту или реконструкции. В случае выявления несоответствий может быть принято решение о приостановке эксплуатации ПС с последующей отправкой на устранение недостатков либо же выдача разрешения на дальнейшую эксплуатацию с уменьшением эксплуатационных характеристик (например, грузоподъёмности или скоростей механизмов).

Экспертиза промышленной безопасности осуществляется исключительно для подъёмных сооружений, которые зарегистрированы в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности и включены в реестр опасных производственных объектов (ОПО). Подъёмные сооружения, не подлежащие учёту, экспертизе промышленной безопасности не подлежат.
В процессе проведения экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений осуществляется визуальный и измерительный контроль основных металлов, сварных и болтовых соединений, геометрических характеристик и состояния несущих металлоконструкций. Кроме того, проверяются работоспособность и соответствие установленным в документации изготовителя требованиям всех узлов, механизмов, гидравлического оборудования, канатно-блочной системы, электрооборудования, приборов безопасности, индикаторов, ограничителей, регистраторов и средств автоматической остановки, а также системы предупреждающей сигнализации и путей крана, который перемещается по рельсовым направляющим в исследуемой зоне длиной не менее трех баз крана.

Экспертиза подъемных сооружений с истекшим сроком службы разделяется на несколько типов:

  • Первичная — проводится после завершения срока службы, установленного производителем.
  • Повторная — осуществляется в сроки, определенные экспертной организацией.
  • Внеочередная — может проводиться независимо от срока эксплуатации по запросу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ФСЭТАН) или по заявлению заказчика; в случаях обнаружения опасных дефектов, требующих немедленной проверки; при подготовке дубликата паспорта; после модернизации, реконструкции, ремонта или аварии.

Экспертное обследование инициируется запросом владельца подъемного устройства или другими документами согласно согласованным условиям между экспертной организацией и заказчиком.

Промышленная безопасность
Оставить комментарий