Безопасность и эффективность играют ключевую роль во всех сферах деятельности, особенно важно уделять внимание обслуживанию и ремонту оборудования, используемого в промышленности. Одним из ключевых аспектов является ремонт подъемных сооружений, которые широко применяются на различных производственных объектах.
В данной статье мы рассмотрим актуальность этого вопроса, основные нормативные документы, регулирующие процесс ремонта, и важность соблюдения требований безопасности при выполнении ремонтных работ.
В данной статье мы рассмотрим актуальность этого вопроса, основные нормативные документы, регулирующие процесс ремонта, и важность соблюдения требований безопасности при выполнении ремонтных работ.
Подъемные сооружения представляют собой комплекс механизмов и оборудования, предназначенных для подъема и перемещения грузов или людей в пределах определенной зоны. Это могут быть подъемные краны, машины для перемещения грузов на складах, строительные подъемники и другие подобные устройства. Ремонт таких сооружений является неотъемлемой частью их эксплуатации, поскольку позволяет поддерживать их в рабочем состоянии и обеспечивать безопасность использования.
Однако ремонт подъемных сооружений требует особого внимания и соблюдения определенных норм и правил. В России основными нормативными документами, регулирующими этот процесс, являются Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” и Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденные приказом Ростехнадзора от 26.10.2020 № 461. Эти документы устанавливают требования к организации процесса ремонта, квалификации персонала, выполняющего ремонтные работы, а также к используемым материалам и оборудованию.
Подъемные сооружения
Подъемные сооружения (ПС) — это комплекс оборудования, предназначенный для подъема и перемещения грузов, людей, техники в пределах зоны досягаемости.
К подъемным сооружениям относятся любые механизмы, которые предназначены для подъема или перемещения людей и грузов. Это могут быть краны, тали, приспособления и другие устройства.
Подъемные сооружения можно разделить на несколько типов:
К подъемным сооружениям относятся любые механизмы, которые предназначены для подъема или перемещения людей и грузов. Это могут быть краны, тали, приспособления и другие устройства.
Подъемные сооружения можно разделить на несколько типов:
- краны мостового, кабельного и стрелкового типа;
- краны-манипуляторы;
- электрические тали;
- подъемные сооружения, которые передвигаются по рельсам;
- вышки и подъемники для перемещения людей;
- сменные или съемные грузозахватные приспособления;
- рельсовые пути для подъемных сооружений, которые перемещаются по рельсам.
В соответствии с Приказом №461, некоторые подъёмные сооружения классифицируются как опасные, а территория, на которой они расположены, должна быть зарегистрирована как опасный производственный объект (ОПО).
К опасным подъёмным сооружениям относятся:
Эти механизмы попадают под действие Федеральных норм и правил по промышленной безопасности, что делает их потенциально опасными объектами.
К опасным подъёмным сооружениям относятся:
- краны всех типов, грузоподъёмность которых превышает 1 тонну;
- краны-манипуляторы с грузоподъёмностью более 1 тонны;
- подъёмники для перемещения грузов и людей, оснащённые рабочими платформами;
- краны-экскаваторы, работающие с клюком;
- электрические тали;
- электрические тележки, передвигающиеся по рельсовым путям.
Эти механизмы попадают под действие Федеральных норм и правил по промышленной безопасности, что делает их потенциально опасными объектами.
Виды ремонтов подъёмных сооружений
Существует несколько видов ремонта подъёмных сооружений:
Объём ремонта
Объём ремонта определяется техническим состоянием подъёмного сооружения по результатам дефектации его узлов и элементов. При этом учитываются признаки предельного состояния, обусловленные нормативными или эксплуатационными документами.
Количество, перечень, описание дефектов, а также предельные и нормативные значения указываются в ведомости дефектов технического отчёта.
- Планово-предупредительный ремонт проводится в соответствии с руководством по эксплуатации и ремонту завода-изготовителя.
- Капитальный ремонт выполняется согласно графикам технического обслуживания и ремонта. Этот вид ремонта предполагает разборку крана и его составных частей на ремонтном предприятии.
- Полнокомплектный ремонт необходим для устранения дефектов, выявленных при экспертном обследовании. Работы проводятся непосредственно на смонтированном кране.
- Капитально-восстановительный ремонт проводится в сроки, предусмотренные РД 10-112, для устранения дефектов, выявленных при экспертном обследовании и дообследовании. Ремонт выполняется после демонтажа, частичной или полной разборки крана.
Объём ремонта
Объём ремонта определяется техническим состоянием подъёмного сооружения по результатам дефектации его узлов и элементов. При этом учитываются признаки предельного состояния, обусловленные нормативными или эксплуатационными документами.
Количество, перечень, описание дефектов, а также предельные и нормативные значения указываются в ведомости дефектов технического отчёта.
Признаки необходимости ремонта
Обычно требуется ремонт, связанный со следующими проблемами:
Причинами неисправностей могут быть поломки различных узлов агрегата, элементов металлоконструкций, кранового пути, электрооборудования, приборов или систем безопасности. На основе этих данных определяются принципы ремонта.
- Не работает спуск или подъём на технике.
- Во время подъёма слышатся посторонние шумы.
- Отсутствует вторая скорость.
- Груз не перемещается.
- Кран заклинивает.
- При гудении в шкафу не работает ни один механизм.
- Оборван силовой кабель.
Причинами неисправностей могут быть поломки различных узлов агрегата, элементов металлоконструкций, кранового пути, электрооборудования, приборов или систем безопасности. На основе этих данных определяются принципы ремонта.