В современном мире, где технологии развиваются стремительными темпами, а промышленность становится всё более сложной и опасной, вопрос о разработке планов по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) становится особенно актуальным.
Аварийные ситуации, связанные с разливами нефти, могут привести к серьёзным экологическим и экономическим последствиям, поэтому разработка и реализация эффективных мер по их ликвидации является важной задачей для каждого предприятия, работающего с нефтепродуктами.
В данной статье мы рассмотрим, почему вопрос о разработке ПЛАРН является актуальным и важным, а также обсудим основные аспекты этого процесса.
В данной статье мы рассмотрим, почему вопрос о разработке ПЛАРН является актуальным и важным, а также обсудим основные аспекты этого процесса.
План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ППЛРН)
План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ППЛРН) представляет собой важный документ, который необходим на всех объектах, где работают с нефтью и нефтепродуктами.
Этот документ описывает возможные сценарии разливов нефти и нефтепродуктов и предлагает меры по их предотвращению или своевременному обнаружению и устранению. Также в нём предусмотрены меры защиты персонала объекта и жителей близлежащих населённых пунктов от возможных негативных последствий разлива.
После разработки ППЛРН необходимо согласовать его с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором).
Этот документ описывает возможные сценарии разливов нефти и нефтепродуктов и предлагает меры по их предотвращению или своевременному обнаружению и устранению. Также в нём предусмотрены меры защиты персонала объекта и жителей близлежащих населённых пунктов от возможных негативных последствий разлива.
После разработки ППЛРН необходимо согласовать его с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором).
- Немного о терминологии:
План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) — это документ, в котором описываются меры и действия, необходимые для предотвращения и устранения последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти. Он также включает в себя защиту персонала, населения и окружающей среды от вредного воздействия.
Каждый объект разрабатывает свой индивидуальный план.
Ликвидация разлива нефти и нефтепродуктов — это комплекс работ, которые проводятся при возникновении чрезвычайной ситуации. Они направлены на локализацию и сбор разлитой нефти, прекращение действия опасных факторов и исключение возможности повторного загрязнения. Также работы проводятся для спасения людей и сохранения их здоровья, снижения ущерба окружающей среде и материальных потерь.
Локализация разлива нефти и нефтепродуктов — это комплекс мероприятий, которые направлены на остановку распространения нефти. Для этого устанавливаются заграждения, проводятся земляные работы или используются специальные средства.
Каждый объект разрабатывает свой индивидуальный план.
Ликвидация разлива нефти и нефтепродуктов — это комплекс работ, которые проводятся при возникновении чрезвычайной ситуации. Они направлены на локализацию и сбор разлитой нефти, прекращение действия опасных факторов и исключение возможности повторного загрязнения. Также работы проводятся для спасения людей и сохранения их здоровья, снижения ущерба окружающей среде и материальных потерь.
Локализация разлива нефти и нефтепродуктов — это комплекс мероприятий, которые направлены на остановку распространения нефти. Для этого устанавливаются заграждения, проводятся земляные работы или используются специальные средства.
Основная цель создания плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти (ППЛРН) заключается в подробном описании мер и действий, направленных на выявление, предотвращение и устранение чрезвычайных ситуаций, связанных с утечкой нефти на промышленных объектах.
Благодаря ППЛРН персонал, аварийные службы и специализированные подразделения могут оперативно реагировать на разлив нефтепродуктов.
Обоснование необходимости разработки ПЛАРН
В России существует требование к предприятиям разрабатывать план по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН) и заключать договор с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (ПАСФ) для обслуживания опасных производственных объектов (ОПО). Это требование установлено законодательством РФ:
- Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- Федеральным законом от 13 июля 2020 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Организации, которым необходимо разработка ПЛАРН
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2451, разработка плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) необходима для следующих организаций:
К таким объектам относятся организации, которые занимаются геологическим изучением, разведкой и добычей углеводородного сырья, а также переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией углеводородного сырья и произведённой из него продукции.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2020 года № 2366, разработка ПЛАРН необходима для организаций, которые:
- Максимальный расчётный объём разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны), за исключением морей и их отдельных частей, составляет 0,5 тонны и более.
- Максимальный расчётный объём разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных на сухопутной части территории Российской Федерации, составляет 3 тонны и более.
К таким объектам относятся организации, которые занимаются геологическим изучением, разведкой и добычей углеводородного сырья, а также переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией углеводородного сырья и произведённой из него продукции.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2020 года № 2366, разработка ПЛАРН необходима для организаций, которые:
- Эксплуатируют, используют искусственные острова, установки, сооружения, подводные трубопроводы.
- Проводят буровые работы при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья.
- Осуществляют транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.
- Занимаются перевалкой нефти и нефтепродуктов, бункеровкой (заправкой) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.
- Создают, эксплуатируют и используют искусственные острова, установки, сооружения, проводят буровые работы, прокладывают подводные кабели, трубопроводы в пределах российского сектора Каспийского моря.
Для того чтобы ввести в действие план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН), теперь недостаточно просто разработать и согласовать его. Необходимо также провести комплексные учения с участием аварийно-спасательных служб (формирований).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2451, в ПЛАРН должна содержаться информация о:
К плану предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должны прилагаться:
В документе также указано, что комплексные учения обязательно должны проводиться с представителями аварийно-спасательных служб (формирований), с которыми заключены договоры на обслуживание объектов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2451, в ПЛАРН должна содержаться информация о:
- составе и порядке действий сил и средств собственных или привлечённых на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке;
- объёме работ и расходах по каждому из мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая информацию о расходах на оплату работ (услуг) аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;
- стоимости единицы объёма работ (услуг) по каждому из мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, которые необходимо выполнить для предупреждения и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, включая информацию о расходах на оплату работ (услуг) аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований.
К плану предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должны прилагаться:
- копия документа о создании эксплуатирующей организацией и (или) привлечении на договорной основе аварийно-спасательных служб (формирований) для обеспечения мероприятий плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- копия документа об аттестации привлекаемых аварийно-спасательных служб (формирований).
В документе также указано, что комплексные учения обязательно должны проводиться с представителями аварийно-спасательных служб (формирований), с которыми заключены договоры на обслуживание объектов.
Срок действия ПЛАРН
В нормативно-правовых актах, таких как Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2451 и статья 46 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не определён срок действия планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРНов).
Однако в Приказе МПР № 102 от 11 марта 2021 г. «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по согласованию планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов» говорится о необходимости согласования ПЛАРНа при внесении в него изменений. Таким образом, срок действия ПЛАРНа не установлен, и при необходимости внесения изменений требуется их согласование.
Однако в Приказе МПР № 102 от 11 марта 2021 г. «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по согласованию планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов» говорится о необходимости согласования ПЛАРНа при внесении в него изменений. Таким образом, срок действия ПЛАРНа не установлен, и при необходимости внесения изменений требуется их согласование.