Мобильность играет ключевую роль в развитии экономики и общества, профессия водителя остаётся одной из самых востребованных. Однако работа водителя сопряжена с рядом особенностей, которые необходимо учитывать как самим работникам, так и работодателям. Одной из таких особенностей является регулирование рабочего времени водителей.
В этой статье мы рассмотрим основные аспекты, связанные с рабочим временем водителей, а также расскажем о нюансах, которые следует учитывать при организации работы водителей. Мы обсудим, какие существуют ограничения на продолжительность рабочего дня и рабочей недели, как регулируется режим труда и отдыха, а также какие меры предпринимаются для обеспечения безопасности и здоровья водителей.
Рабочее время водителей
Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что водителю крайне важно соблюдать режим труда и отдыха. Согласно пункту 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, управление транспортным средством в утомлённом состоянии запрещено.
Усталость и снижение внимания часто становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Статистика показывает, что более половины всех аварий происходят из-за усталости водителя.
Усталость и снижение внимания часто становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Статистика показывает, что более половины всех аварий происходят из-за усталости водителя.
ПДД РФ, 2. Общие обязанности водителей
Что такое режим труда и отдыха водителя?
Режим труда и отдыха водителя (РТО) — это установленный законом порядок чередования времени работы и отдыха. Его основная задача — предотвратить переутомление водителей, чтобы снизить риск ДТП и повысить безопасность на дорогах.
Правила организации рабочего времени и отдыха для водителей содержатся в следующих документах:
Режим труда и отдыха водителей устанавливает ограничения на продолжительность рабочих смен и перерывов для отдыха.
Правила организации рабочего времени и отдыха для водителей содержатся в следующих документах:
- Приказ Минтранса РФ от 16.10.2020 N 424 "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей" — для работников организаций и индивидуальных предпринимателей.
- Статья 26 ПДД — для сотрудников, работающих у частных лиц.
Режим труда и отдыха водителей устанавливает ограничения на продолжительность рабочих смен и перерывов для отдыха.
График работы водителя
Если условия работы не позволяют соблюдать ежедневную или еженедельную норму рабочего времени, для водителей применяется суммированный учёт рабочего времени с учётным периодом в один месяц.
При таком учёте ежедневная смена водителя не должна длиться более 10 часов. Допускается увеличение этого времени максимум на 2 часа, если это необходимо для завершения перевозки или следования к месту стоянки.
При таком учёте ежедневная смена водителя не должна длиться более 10 часов. Допускается увеличение этого времени максимум на 2 часа, если это необходимо для завершения перевозки или следования к месту стоянки.
Режим труда и отдыха водителя должен быть зафиксирован в Правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР) организации и прописан в трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ). Продолжительность рабочего времени, количество перерывов и выходных регулируется графиком водителя.
Существует три вида графиков работы водителя:
Существует три вида графиков работы водителя:
- Сменный график. Водитель работает в определённую смену — дневную, вечернюю или ночную. График составляется работодателем ежемесячно и доводится до сведения работника не позднее чем за месяц до начала его действия.
- Разрывной график. Рабочая смена водителя состоит из нескольких периодов с перерывами между ними. Это позволяет избежать переработок и обеспечивает равномерную интенсивность перевозок в течение дня. Продолжительность рабочих периодов соответствует нормам Трудового кодекса РФ. Первый перерыв при разрывном графике может начинаться не ранее чем через 4 часа после начала смены.
- Ненормированный график. Водитель вызывается на работу по мере необходимости, часто за пределами установленной продолжительности рабочего дня.
Рабочее время водителя
Рабочее время водителя грузовика включает в себя время, проведённое за рулём, а также выполнение сопутствующих действий:
Если автомобиль управляется двумя водителями, то время отдыха одного водителя, пока другой находится за рулём, не учитывается.
Отдых водителя
Время отдыха водителя включает в себя обеденный перерыв и другие периоды отдыха. Обеденный перерыв может длиться от 30 минут до 2 часов. Ежедневный отдых должен составлять не менее двух раз по продолжительности рабочего времени предыдущего дня. Например, если водитель отработал 10 часов, то на следующий день вместе с обеденным перерывом он должен отдохнуть не менее 20 часов.
Также существует специальный перерыв для отдыха, который учитывается в рабочем времени и влияет на начисление заработной платы.
Рабочее время водителя грузовика включает в себя время, проведённое за рулём, а также выполнение сопутствующих действий:
- прохождение медицинского осмотра у врача до и после поездки;
- ожидание погрузки/разгрузки автомобиля;
- обслуживание машины;
- простой по независящим от водителя причинам.
Если автомобиль управляется двумя водителями, то время отдыха одного водителя, пока другой находится за рулём, не учитывается.
Отдых водителя
Время отдыха водителя включает в себя обеденный перерыв и другие периоды отдыха. Обеденный перерыв может длиться от 30 минут до 2 часов. Ежедневный отдых должен составлять не менее двух раз по продолжительности рабочего времени предыдущего дня. Например, если водитель отработал 10 часов, то на следующий день вместе с обеденным перерывом он должен отдохнуть не менее 20 часов.
Также существует специальный перерыв для отдыха, который учитывается в рабочем времени и влияет на начисление заработной платы.
Нормы режима труда и отдыха водителей
Особенности труда и отдыха водителей регулируются приказом Минтранса Российской Федерации.
Рабочее время может определяться двумя способами:
При использовании суммированного учета продолжительность смены может достигать 10 часов, однако это допускается не более двух раз в неделю.
В некоторых ситуациях продолжительность рабочего времени водителя может быть увеличена до 12 часов, если:
Каждые 4,5 часа вождения водителям разрешается сделать обязательный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, который можно разделить на две части: первая часть должна составлять минимум 15 минут, а вторая — не менее 30 минут.
Для водителей автобусов и такси предусмотрены короткие перерывы, продолжительность которых составляет не менее 10 минут. Общее время перерывов для них должно быть не менее 3 часов, в то время как для остальных водителей — не менее 5 часов. Если водитель находится за рулем 8 часов и имеет 1 час на обед, специальный перерыв ему не требуется.
Рабочее время может определяться двумя способами:
- Первый — ежедневный, при котором длительность смены учитывается в рамках одного дня или недели. Водитель имеет право находиться за рулём не более 9 часов за сутки и не более 40 часов за неделю.
- Второй способ — суммированный, применяется, когда соблюдение стандартной продолжительности рабочей смены сложно из-за производственных условий. К примеру, в один день водитель может отработать 9 часов, а в другой — 10. Суммарная продолжительность рабочего времени рассчитывается за месяц, в течение которого водитель должен отработать не более 160 часов.
При использовании суммированного учета продолжительность смены может достигать 10 часов, однако это допускается не более двух раз в неделю.
В некоторых ситуациях продолжительность рабочего времени водителя может быть увеличена до 12 часов, если:
- Водителю необходимо добраться до места отдыха или завершить транспортировку.
- Водители занимаются перевозкой пассажиров на городских и пригородных автобусах.
- Водители выполняют транспортные задачи для медицинских учреждений, операторов связи, коммунальных и экстренных служб, такси и других организаций.
Каждые 4,5 часа вождения водителям разрешается сделать обязательный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, который можно разделить на две части: первая часть должна составлять минимум 15 минут, а вторая — не менее 30 минут.
Для водителей автобусов и такси предусмотрены короткие перерывы, продолжительность которых составляет не менее 10 минут. Общее время перерывов для них должно быть не менее 3 часов, в то время как для остальных водителей — не менее 5 часов. Если водитель находится за рулем 8 часов и имеет 1 час на обед, специальный перерыв ему не требуется.
Как контролировать режим труда и отдыха водителей с помощью тахографа
Работодатель обязан контролировать соблюдение водителями режимов труда и отдыха. Для этого используются тахографы, которые отслеживают рабочее время и время отдыха водителей. Тахограф — это устройство, которое фиксирует данные о времени работы и перерывах, а также информацию о маршруте и скорости автомобиля.
Установка тахографа обязательна на всех транспортных средствах, которые занимаются перевозкой пассажиров, вне зависимости от того, принадлежат ли они компании или арендованы. Регулярное считывание данных с тахографов необходимо для обеспечения соблюдения рабочего графика водителей. Дополнительно можно использовать информацию из путевых листов.
Работодатель имеет возможность устанавливать тахограф на любой автомобиль, так как это устройство способствует мониторингу режимов труда и отдыха водителей. У водителей может быть две карты тахографа вместо одной — такое нововведение введено для того, чтобы избежать истечения срока действия первой карты во время поездки. Вторая карта начинает действовать только после завершения срока первой.
Работодатель обязан контролировать соблюдение водителями режимов труда и отдыха. Для этого используются тахографы, которые отслеживают рабочее время и время отдыха водителей. Тахограф — это устройство, которое фиксирует данные о времени работы и перерывах, а также информацию о маршруте и скорости автомобиля.
Установка тахографа обязательна на всех транспортных средствах, которые занимаются перевозкой пассажиров, вне зависимости от того, принадлежат ли они компании или арендованы. Регулярное считывание данных с тахографов необходимо для обеспечения соблюдения рабочего графика водителей. Дополнительно можно использовать информацию из путевых листов.
Работодатель имеет возможность устанавливать тахограф на любой автомобиль, так как это устройство способствует мониторингу режимов труда и отдыха водителей. У водителей может быть две карты тахографа вместо одной — такое нововведение введено для того, чтобы избежать истечения срока действия первой карты во время поездки. Вторая карта начинает действовать только после завершения срока первой.
п.п. 14 Технического регламента, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877