План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛА) является неотъемлемым элементом системы промышленной безопасности, регламентирующим действия персонала при возникновении чрезвычайных ситуаций на опасных производственных объектах (ОПО). Эффективность данного документа напрямую зависит от его актуальности, соответствия технологическим и организационным изменениям, а также своевременного пересмотра.

Срок действия ПМЛА определяется с учетом категории объекта и степени потенциальной опасности, которую он представляет. Регламент пересмотра документа строго регулируется нормативно-правовыми актами и предполагает как плановую актуализацию, так и внеплановую корректировку в случаях модернизации оборудования, изменений в технологических процессах или по предписанию надзорных органов. Несоблюдение установленных сроков пересмотра может привести к несоответствию требованиям промышленной безопасности и увеличению рисков аварийных ситуаций.
В данной статье подробно рассматриваются сроки действия ПМЛА для различных типов ОПО, условия, при которых требуется его обновление, а также нормативные основания для внесения изменений.
Необходимость разработки ПМЛА
В соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», владельцы ОПО I, II и III классов опасности обязаны разрабатывать и внедрять планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛА). Основная цель этих документов — минимизация ущерба, связанного с техногенными катастрофами, и обеспечение безопасности персонала, населения и окружающей среды.
Разработка ПМЛА является обязательной для объектов, на которых осуществляется работа с опасными веществами, включая их производство, транспортировку, хранение, переработку и уничтожение. Это также касается предприятий, использующих или транспортирующих расплавы черных и цветных металлов, ведущих горные и обогатительные работы, а также осуществляющих переработку или хранение растительного сырья.
ПМЛА формируется собственником ОПО и содержит четкий алгоритм действий в различных сценариях аварийных ситуаций, таких как:
При этом мероприятия, предусмотренные планом, должны быть направлены не только на локализацию аварийной ситуации, но и на минимизацию ее последствий для экологии и населения.
Стоит отметить, что для объектов IV класса опасности составление ПМЛА не является обязательным. Также исключение распространяется на предприятия электросетевого хозяйства, газораспределительные сети, работающие под давлением сжиженного углеводородного газа (СУГ) или природного газа до 0,005 МПа.
- взрыв боеприпасов, предназначенных для утилизации;
- радиационное заражение;
- выброс токсичных веществ в атмосферу или их попадание в окружающую среду;
- взрыв метана в шахтах;
- пожары на объектах электроэнергетики и газопотребления.
При этом мероприятия, предусмотренные планом, должны быть направлены не только на локализацию аварийной ситуации, но и на минимизацию ее последствий для экологии и населения.
Стоит отметить, что для объектов IV класса опасности составление ПМЛА не является обязательным. Также исключение распространяется на предприятия электросетевого хозяйства, газораспределительные сети, работающие под давлением сжиженного углеводородного газа (СУГ) или природного газа до 0,005 МПа.
Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 года № 1437 регламентирует порядок разработки и содержание планов мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию последствий аварий на опасных производственных объектах. Основная цель данного документа — обеспечение готовности предприятий, эксплуатирующих такие объекты, к оперативному реагированию в чрезвычайных ситуациях и минимизации возможных рисков.
Основные положения постановления
- Объекты разработки ПМЛА – планы создаются для всех ОПО, перечисленных в пункте 2 статьи 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
- Объединение планов – если несколько объектов одной организации находятся на общей или смежных территориях, допускается разработка единого ПМЛА.
Сроки действия:
- Для угольных шахт и подземных горнодобывающих объектов – 6 месяцев.
- Для открытых горных работ – 1 год.
- Для ОПО I, II и III классов опасности (за исключением отдельных категорий) – 5 лет.
Обязательный пересмотр ПМЛА проводится:
- Минимум за 15 дней до истечения срока действия текущего документа.
- В течение 30 дней после реконструкции, модернизации объекта или изменения технологических процессов.
Постановление вступило в силу с 1 января 2021 года и будет действовать до 1 января 2027 года. Оно закрепляет требования к разработке и обновлению ПМЛА, обеспечивая комплексный подход к промышленной безопасности.
Утверждение ПМЛА и порядок ознакомления с ним
План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛА) является внутренним нормативным документом предприятия и утверждается руководителем организации. Работодатель несет ответственность за утверждение плана и определяет перечень должностных лиц, которые должны быть ознакомлены с его содержанием в полном объеме.
После утверждения ПМЛА проходит обязательное согласование с профессиональным аварийно-спасательным формированием (АСФ), с которым предприятие заключило договор на проведение аварийно-спасательных работ. Важным аспектом является соблюдение режима конфиденциальности, так как документ содержит сведения, относящиеся к коммерческой тайне. В связи с этим его публикация на корпоративных ресурсах не требуется, а договор с АСФ должен включать положения о защите информации.
Ознакомление с ПМЛА проводится только среди должностных лиц, непосредственно участвующих в реализации мероприятий, предусмотренных в документе. К ним относятся специалисты службы безопасности, руководитель газоспасательной службы, председатель НАСФ (при наличии). Для всех остальных сотрудников, работающих на опасном производственном объекте, достаточно разъяснения их действий в случае аварийной ситуации в рамках инструктажей (вводного, первичного на рабочем месте).
Процедура утверждения ПМЛА не требует согласования с представительным органом работников и не подлежит обязательному утверждению в территориальном управлении Ростехнадзора. Однако во время плановых и внеплановых проверок надзорного органа документ обязательно запрашивается, так как входит в перечень проверочных требований.
Кроме того, подрядные организации, работающие на ОПО, должны быть ознакомлены с перечнем первоочередных действий при аварийной ситуации. Такое информирование осуществляется на этапе вводного инструктажа, еще до допуска персонала подрядчика к выполнению работ на опасном объекте.