Каждый сотрудник рано или поздно сталкивается с необходимостью пропустить рабочий день по той или иной причине. В таких ситуациях важно знать, какие причины считаются уважительными и не повлекут за собой негативных последствий для вашей карьеры.
Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит исчерпывающего списка уважительных причин отсутствия на работе. Однако, исходя из судебной практики и разъяснений Верховного Суда РФ, можно выделить несколько основных категорий таких причин. В этой статье мы и рассмотрим данные моменты.
Что такое прогул?
Чтобы применить дисциплинарное взыскание или уволить сотрудника за прогул, необходимо установить причину его отсутствия на работе.
Чтобы уволить сотрудника за прогул, необходимо установить три момента:
На основании этих данных в случае судебного спора судьи решат, было ли увольнение справедливым или сотрудника нужно вернуть в штат.
- Где находится рабочее место сотрудника.
- Отсутствовал ли он более четырёх часов подряд.
- Были ли у него уважительные причины для прогула.
На основании этих данных в случае судебного спора судьи решат, было ли увольнение справедливым или сотрудника нужно вернуть в штат.
Интересно, что согласно судебной практике, если сотрудник отсутствует на работе ровно 4 часа подряд или более длительное время, но с перерывами, это не считается прогулом.
В такой ситуации работодатель может сделать работнику замечание или выговор (при определённых обстоятельствах), но не имеет права уволить его по статье «прогул».
Увольнение сотрудника возможно только при наличии законодательно закреплённого основания, например, согласно статье 77 Трудового кодекса РФ. Пленум Верховного Суда РФ в своём Постановлении № 2 от 17 марта 2004 года дал разъяснения, согласно которым работодатель может считать прогулом следующие обстоятельства:
Во всех этих случаях руководитель организации может инициировать процедуру увольнения сотрудника. На бумаге всё кажется простым, но на практике возникает множество нюансов. Рассмотрим частные случаи, когда работодатель не может уволить работников за прогул.
Что считается уважительной причиной прогула?
Безусловно, уважительной причиной отсутствия на работе считается болезнь сотрудника, особенно если это подтверждено медицинским документом. В других ситуациях следует применять здравый смысл и учитывать судебные прецеденты.
В трудовом законодательстве нет четкого списка уважительных причин для прогулов, поэтому руководитель компании обязан сам определить, относится ли причина к уважительным (письмо Роструда от 04.12.2020 № ПГ/56975-6-1).
В трудовом законодательстве нет четкого списка уважительных причин для прогулов, поэтому руководитель компании обязан сам определить, относится ли причина к уважительным (письмо Роструда от 04.12.2020 № ПГ/56975-6-1).
Чтобы минимизировать риск конфликтов и судебных разбирательств, начальнику следует основывать свои решения на разумных доводах и учитывать постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2, в котором говорится, что отсутствие работника не может считаться неуважительным, если неявка была вызвана обстоятельствами, не зависящими от его воли.
Кроме того, руководитель, намеренный уволить сотрудника за прогул, должен не только следовать установленной процедурой в соответствии с Трудовым кодексом РФ, но и собрать доказательства, подтверждающие, что отсутствие работника нанесло ущерб компании. Эти материалы пригодятся в случае судебного разбирательства.
Кроме того, руководитель, намеренный уволить сотрудника за прогул, должен не только следовать установленной процедурой в соответствии с Трудовым кодексом РФ, но и собрать доказательства, подтверждающие, что отсутствие работника нанесло ущерб компании. Эти материалы пригодятся в случае судебного разбирательства.
Какие причины отсутствия работника на рабочем месте признаются уважительными
Поскольку в законе нет чёткого перечня уважительных причин отсутствия на работе, решение о том, является ли причина уважительной, принимает работодатель.
Роструд подготовил письма от 04.12.2020 № ПГ/56975-6-1 и от 31.10.2008 № 5916-ТЗ, чтобы помочь в разрешении подобных ситуаций.
К уважительным причинам отсутствия на работе относятся:
К уважительным причинам отсутствия на работе относятся:
Во всех случаях работодатель должен принять решение об уважительности причины отсутствия работника на основе объяснительной записки и подтверждающих документов.