Работодатели привыкли к плановым визитам контролирующих органов, но внеплановая проверка Государственной инспекции труда — это всегда неожиданность. Она может быть спровоцирована жалобой сотрудника, несчастным случаем на производстве или нарушением трудового законодательства, выявленным другими ведомствами. И если двери офиса уже открывает инспектор, времени на подготовку почти не остается.

В этой статье разберем, в каких случаях возможна внеплановая проверка, как она проходит и что делать работодателю, чтобы избежать критических последствий.
Функции государственной инспекции труда
Государственная инспекция труда — это надзорный орган, уполномоченный обеспечивать соблюдение трудового законодательства на предприятиях всех форм собственности. Её задача — контролировать, насколько работодатели соблюдают обязательные нормы: корректно ли оформлены трудовые отношения, своевременно ли выплачивается заработная плата, обеспечены ли безопасные и законные условия труда.
Инспекция действует в интересах работников, защищая их от нарушений и злоупотреблений. Она проводит как плановые, так и внеплановые проверки, в том числе по жалобам сотрудников. Посещение организации инспектором возможно в любой день недели и в любое время суток, однако только при участии руководителя компании или его официального представителя.
Проверки ГИТ
С 2022 года и вплоть до 2030 года в России действует мораторий на проведение плановых проверок со стороны Государственной инспекции труда. На первый взгляд, это может создать иллюзию «надзорных каникул» для работодателей. Однако ситуация гораздо сложнее, чем кажется. Чтобы оценить реальные риски и понять, как теперь строится взаимодействие ГИТ с компаниями, важно учесть ряд ключевых обстоятельств.
Во-первых, действие моратория не распространяется на всех. Вне рамок запрета остаются работодатели, отнесённые к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты или гидротехнические сооружения той же категории (см. пункт 11(3) Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336, с изменениями от 31.01.2024).
Во-вторых, внеплановые проверки сохраняются. Хотя их перечень был сокращён, полностью они не исключены. Такие проверки осуществляются с согласия органов прокуратуры, например, при наличии признаков нарушений, несущих угрозу жизни и здоровью граждан. Нарушения трудовых прав зачастую рассматриваются как существенный риск и основание для вмешательства.
В-третьих, активно используются профилактические меры. Они могут как снизить вероятность проверки, если выявленные риски устранены добровольно, так и, напротив, стать триггером для последующих надзорных действий в случае игнорирования рекомендаций.
В-четвертых, важно понимать: прокурорский надзор остаётся вне рамок моратория. Прокуратура по-прежнему имеет право инициировать проверки и принимать меры реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства.
В-третьих, активно используются профилактические меры. Они могут как снизить вероятность проверки, если выявленные риски устранены добровольно, так и, напротив, стать триггером для последующих надзорных действий в случае игнорирования рекомендаций.
В-четвертых, важно понимать: прокурорский надзор остаётся вне рамок моратория. Прокуратура по-прежнему имеет право инициировать проверки и принимать меры реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства.
Внеплановые проверки: основания, процедура, риски
Государственная инспекция труда может инициировать внеплановую проверку работодателя в ряде случаев. Как правило, это происходит, если истёк срок исполнения ранее выданного предписания, либо если в инспекцию поступила официальная жалоба о нарушении трудовых прав. Источником такой жалобы может быть практически любое лицо — не только действующий или бывший сотрудник, но и его родственники, представители профсоюзов, журналисты, конкуренты или органы местного самоуправления.
В зависимости от характера предполагаемых нарушений и доступности необходимой информации, инспекторы могут провести как документарную, так и выездную проверку. Основанием для выбора формы является возможность объективно оценить соблюдение работодателем обязательных требований без выезда на объект (пункт 2 части 3 статьи 12 Федерального закона № 294-ФЗ).
Процедура начинается с издания приказа руководителем территориального органа ГИТ, в котором указываются основания и сроки проведения проверки. О предстоящем визите работодатель уведомляется не менее чем за 24 часа до начала мероприятий — через электронную почту или иные каналы связи. Однако если имеются сведения об угрозе жизни, здоровью граждан или других чрезвычайных обстоятельствах, инспекторы вправе прибыть без предварительного уведомления.
При визите представители ГИТ предъявляют руководителю организации копию приказа под подпись, после чего переходят к исполнению надзорных функций. Проверка может включать осмотр рабочих мест, беседы с сотрудниками, запрос документов и анализ фактических условий труда.
Что представляет собой документарная проверка
Документарная форма контроля осуществляется без выезда инспектора на территорию организации. Работодателю направляется официальный запрос на предоставление пакета документов, которые подлежат анализу на предмет соответствия нормам трудового законодательства и требованиям охраны труда.
К основным документам, подлежащим проверке, относятся:
Особое внимание уделяется содержанию трудовых договоров — отдельные формулировки, противоречащие Трудовому кодексу, могут стать основанием для предписаний или санкций. Именно поэтому корректное оформление кадровой документации играет ключевую роль в снижении рисков для работодателя.
При визите представители ГИТ предъявляют руководителю организации копию приказа под подпись, после чего переходят к исполнению надзорных функций. Проверка может включать осмотр рабочих мест, беседы с сотрудниками, запрос документов и анализ фактических условий труда.
Что представляет собой документарная проверка
Документарная форма контроля осуществляется без выезда инспектора на территорию организации. Работодателю направляется официальный запрос на предоставление пакета документов, которые подлежат анализу на предмет соответствия нормам трудового законодательства и требованиям охраны труда.
К основным документам, подлежащим проверке, относятся:
- личные дела сотрудников;
- трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним;
- табели учета рабочего времени;
- штатное расписание;
- графики отпусков;
- приказы на приём, увольнение или сокращение работников;
- расчетные листки и иные документы по оплате труда.
Особое внимание уделяется содержанию трудовых договоров — отдельные формулировки, противоречащие Трудовому кодексу, могут стать основанием для предписаний или санкций. Именно поэтому корректное оформление кадровой документации играет ключевую роль в снижении рисков для работодателя.
По запросу инспекции работодатель обязан предоставить документы в течение 10 рабочих дней. Допускается подача как в бумажном виде (копии должны быть заверены подписью руководителя), так и в электронной форме с соблюдением требований действующего законодательства.
Результаты проверки
По завершении анализа представленных материалов инспекция может:
Результаты проверки
По завершении анализа представленных материалов инспекция может:
- выдать предписание об устранении выявленных нарушений;
- направить запрос на разъяснение спорных положений или несоответствий в документах;
- возбудить административное производство в случае выявления существенных нарушений.
Выездная проверка: когда инспекция приходит лично
Государственная инспекция труда может назначить выездную проверку в тех случаях, когда для объективной оценки соблюдения трудового законодательства требуется визуальная и фактическая проверка информации о хозяйственной деятельности работодателя. Основанием для такого визита служит часть 3 статьи 12 Федерального закона № 294-ФЗ.
Что проверяют при выезде инспекторов
В рамках выездной проверки инспекторы ГИТ проводят комплексную оценку состояния организации или индивидуального предпринимателя. В их поле зрения попадают:
Данный порядок установлен частями 1 и 5 статьи 12 закона № 294-ФЗ.
Государственная инспекция труда может назначить выездную проверку в тех случаях, когда для объективной оценки соблюдения трудового законодательства требуется визуальная и фактическая проверка информации о хозяйственной деятельности работодателя. Основанием для такого визита служит часть 3 статьи 12 Федерального закона № 294-ФЗ.
Что проверяют при выезде инспекторов
В рамках выездной проверки инспекторы ГИТ проводят комплексную оценку состояния организации или индивидуального предпринимателя. В их поле зрения попадают:
- документы, подтверждающие ведение деятельности (трудовые договоры, кадровая документация, приказы, локальные нормативные акты);
- условия, в которых трудятся работники, — включая санитарные, технические и организационные аспекты;
- состояние имущества: осматриваются здания, сооружения, производственные и служебные помещения, оборудование, транспортные средства, продукция, находящаяся в обороте.
Данный порядок установлен частями 1 и 5 статьи 12 закона № 294-ФЗ.
Проверка осуществляется при обязательном предъявлении инспектором служебного удостоверения. Кроме того, надзорные мероприятия могут проводиться только в присутствии руководителя организации или его официального представителя. Это правило действует в отношении как плановых, так и внеплановых выездных проверок и направлено на обеспечение законности действий проверяющих и соблюдение прав проверяемого субъекта.
Этапы проведения внеплановой проверки
1. Поступление и регистрация обращения
Инспекция начинает процесс с рассмотрения поступившего заявления. Анонимные обращения не подлежат рассмотрению — заявитель должен быть идентифицирован, но сведения о его личности не разглашаются. Это правило обеспечивает защиту информатора от давления со стороны работодателя.
2. Получение согласования у прокуратуры
В ряде случаев инспекция не вправе действовать самостоятельно — требуется одобрение прокуратуры. Это касается ситуаций, когда заявлены риски, связанные с угрозой жизни или здоровью граждан, национальной безопасностью, чрезвычайными происшествиями или выявлены признаки системных нарушений (так называемые индикаторы риска). Прокуратура может как дать разрешение на проведение проверки, так и отклонить ходатайство, если сочтёт основания недостаточными.
Инспекция начинает процесс с рассмотрения поступившего заявления. Анонимные обращения не подлежат рассмотрению — заявитель должен быть идентифицирован, но сведения о его личности не разглашаются. Это правило обеспечивает защиту информатора от давления со стороны работодателя.
2. Получение согласования у прокуратуры
В ряде случаев инспекция не вправе действовать самостоятельно — требуется одобрение прокуратуры. Это касается ситуаций, когда заявлены риски, связанные с угрозой жизни или здоровью граждан, национальной безопасностью, чрезвычайными происшествиями или выявлены признаки системных нарушений (так называемые индикаторы риска). Прокуратура может как дать разрешение на проведение проверки, так и отклонить ходатайство, если сочтёт основания недостаточными.
3. Уведомление работодателя
Работодатель обязан быть уведомлён о предстоящей проверке не позднее, чем за 24 часа до её начала. Уведомление направляется по электронным каналам, в том числе через «Госуслуги» или официальный e-mail. Исключение делается лишь в случаях, когда промедление может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, культурному наследию или иным охраняемым объектам — тогда проверка может быть начата без предварительного извещения.
4. Проведение проверки на месте
Если основанием для визита инспектора стало окончание срока на устранение ранее выявленных нарушений, инспекция проверяет выполнение предписания. При невыполнении требований возможно повторное предписание или привлечение к ответственности. Процедура внеплановой проверки проводится в рамках требований Федерального закона № 294-ФЗ и по своей структуре аналогична плановой: включает осмотр, сбор документов, составление актов и протоколов.
Работодатель обязан быть уведомлён о предстоящей проверке не позднее, чем за 24 часа до её начала. Уведомление направляется по электронным каналам, в том числе через «Госуслуги» или официальный e-mail. Исключение делается лишь в случаях, когда промедление может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, культурному наследию или иным охраняемым объектам — тогда проверка может быть начата без предварительного извещения.
4. Проведение проверки на месте
Если основанием для визита инспектора стало окончание срока на устранение ранее выявленных нарушений, инспекция проверяет выполнение предписания. При невыполнении требований возможно повторное предписание или привлечение к ответственности. Процедура внеплановой проверки проводится в рамках требований Федерального закона № 294-ФЗ и по своей структуре аналогична плановой: включает осмотр, сбор документов, составление актов и протоколов.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"