Top.Mail.Ru
Промышленная безопасность

Ликвидация опасного производственного объекта. Какие требования и документация?

В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, а производство становится всё более автоматизированным и сложным, вопрос безопасности выходит на первый план. Особенно это касается промышленных объектов, которые могут представлять опасность для окружающей среды и людей.

Одним из ключевых процессов, обеспечивающих безопасность на таких объектах, является ликвидация ОПО. Она представляет собой комплекс мероприятий, направленных на прекращение эксплуатации опасного производственного объекта (ОПО) и его полный демонтаж.

Актуальность темы ликвидации ОПО обусловлена необходимостью обеспечения безопасности населения и окружающей среды. В процессе ликвидации ОПО необходимо соблюдать строгие требования и нормы, чтобы минимизировать риски и последствия для людей и природы.

В данной статье мы рассмотрим основные аспекты ликвидации ОПО, её важность и актуальность, а также особенности процесса и требования к его проведению.

Ликвидация ОПО (опасного производственного объекта)

Ликвидация ОПО — это процесс, направленный на полное прекращение эксплуатации опасного производственного объекта (ОПО) и его последующий демонтаж.

В ходе ликвидации ОПО происходит остановка работы производственных и иных сооружений, технико-инженерных сооружений, агрегатов и оборудования. После завершения всех работ объект исключается из специального реестра.
Важно понимать, что меры, связанные с консервацией, реконструкцией, перевооружением или модернизацией, не относятся к ликвидации и не могут её заменить. Это два разных процесса, которые нельзя путать.
Если предприятие предполагает в будущем вновь использовать опасный производственный объект (ОПО), то вместо его ликвидации лучше провести консервацию.

Консервация ОПО позволяет сохранить объект в безопасном состоянии на период от 1 года до 10 лет. Это даёт возможность предприятию временно приостановить эксплуатацию объекта без необходимости его полного демонтажа.
  • В законодательстве нет точного списка случаев, когда необходима консервация опасного производственного объекта (ОПО). Решение о консервации принимает работодатель.

Однако есть исключение: консервация ОПО подземных хранилищ газа обязательна, если временно невозможно или нецелесообразно выполнять работы, связанные с закачкой, хранением и отбором газа. Это требование указано в пункте 130 Правил, утверждённых приказом Ростехнадзора от 09.12.2020 № 511.
При принятии решения о консервации опасного производственного объекта (ОПО) необходимо руководствоваться Правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2011 года № 802.

Срок, на который ОПО будет законсервирован, должен быть указан в соответствующем решении или проекте. Согласно Правилам № 802, допускается консервация производства для его долгосрочного хранения на срок более 6 месяцев с возможностью последующего возобновления работы.

Обязательные условия и процедуры, при ликвидации ОПО

В соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», перед началом ликвидации опасного производственного объекта (ОПО) необходимо получить положительное заключение экспертизы промышленной безопасности документации на ликвидацию этого объекта. Это заключение должно быть утверждено федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Ликвидация ОПО включает в себя несколько обязательных процедур:

  • принятие решения о ликвидации ОПО;
  • разработка технической документации (проекта) на ликвидацию ОПО;
При разработке проектной документации на ликвидацию опасного производственного объекта (ОПО) обычно руководствуются следующими нормативными документами:

  • Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;
  • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и подзаконные акты, такие как федеральные нормы и правила (ФНП), технические регламенты и другие документы;
  • Технические регламенты Таможенного союза, например, ТР ТС 010/2011, ТР ТС 032/2013 и другие;
  • МДС 12-46.2008 «Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства, проекта организации работ по сносу (демонтажу), проекта производства работ».
  • экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) проекта ликвидации ОПО с регистрацией заключения ЭПБ в территориальном органе Ростехнадзора;
  • вывод ОПО из эксплуатации и собственно его ликвидация (демонтаж оборудования, снос зданий и сооружений); п. 2 ст. 8 ФЗ № 116
  • оформление документов о завершении ликвидации ОПО (акты скрытых работ и выполненных демонтажных работ, приказы и т. п.);
  • исключение ликвидированного ОПО из реестра Ростехнадзора. (в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 года № 494).

Важно отметить, что разработку проекта ликвидации опасного объекта и проведение ЭПБ такой документации должны выполнять разные организации.
После завершения процесса ликвидации опасного производственного объекта (ОПО) следующим шагом является его исключение из реестра Ростехнадзора. Для этого необходимо предоставить в ведомство ряд документов:

  • уведомление о регистрации положительного заключения экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) на проект ликвидации;
  • проект ликвидации ОПО;
  • копию акта о ликвидации;
  • уставную документацию.

В течение 45 дней Ростехнадзор выдаёт письмо, подтверждающее снятие ОПО с учёта. С этого момента объект больше не подлежит проверкам и контролю со стороны Ростехнадзора.

Также после ликвидации объекта капитального строительства (здания, где был расположен ОПО) необходимо уведомить орган местного самоуправления, ответственный за земельный участок, на котором находился снесённый объект. Уведомление должно быть представлено не позднее, чем через 7 рабочих дней после завершения сноса. Орган местного самоуправления обязан разместить это уведомление в информационной системе, связанной с градостроительной деятельностью, и уведомить об этом орган регионального государственного строительного надзора.

Затем следует обратиться в регистрирующий орган для исключения объекта капитального строительства из кадастрового учёта и регистрации прекращения прав на него. Эти процедуры проводятся одновременно после подачи заявления и соответствующих документов в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

После исключения объекта из кадастрового учёта и регистрации прекращения прав можно получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
Во время экспертизы документации на ликвидацию опасного производственного объекта анализируются мероприятия, которые направлены на обеспечение промышленной безопасности при остановке объекта и предотвращение аварий и инцидентов во время ликвидационных работ. Это требование указано в пункте 21.5 приказа Ростехнадзора от 14 ноября 2013 года № 538 «Об утверждении федеральных норм и правил „Правила проведения экспертизы промышленной безопасности“».
Документация на ликвидацию ОПО должна включать перечень определённых мероприятий:

  • освобождение объекта от опасных веществ;
  • подготовка оборудования к демонтажу;
  • отключение от инженерных сетей и систем;
  • снос зданий и сооружений и демонтаж оборудования;
  • утилизация демонтированного оборудования и отходов после ликвидации.

Проект ликвидации ОПО должен предусматривать меры, обеспечивающие промышленную безопасность и направленные на предупреждение аварий и ликвидацию их последствий, а также меры, направленные на охрану окружающей среды и обеспечивающие пожарную безопасность.

Промышленная безопасность
Оставить комментарий